Онлайн-кинотеатры и сервисы потокового видео сегодня увеличивают количество оформленных подписок. Однако, специалисты портала aif.ru утверждают, что слишком рано списывать традиционные кинопоказы.
Дорогое развлечение
Голливудские фильмы покидают экраны в России, что, с одной стороны, огорчает зрителей, а, с другой стороны, способствует развитию местной киноиндустрии. Цифры говорят сами за себя. Согласно данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2023 году доход российских кинотеатров увеличился на 64,3% по сравнению с 2022 годом и составил 37,9 млрд рублей.
Звучит неплохо, однако есть нюанс — показатели «конкурентов» гораздо лучше. Да, речь идет о цифровых кинотеатрах, которые за тот же период увеличили доход от рекламы и подписок на 45% — до 80,9 млрд рублей, сообщает TelecomDaily.
В 2024 году спрос на кинематограф продолжал расти. Так, согласно данным Фонда кино, в новогодние праздники посещаемость кинотеатров оказалась рекордной, с 4 по 10 января их посетили почти 9,5 млн человек. Однако, как сообщила Людмила Голощапова, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита ГКУ г. Москвы, кандидат экономических наук «РЭУ им Г.В.Плеханова», в дальнейшем недельные показатели упали почти втрое. Такую статистику можно было объяснить сильными морозами. Люди предпочитали проводить время в крытых помещениях вместо прогулок на свежем воздухе.
«Не все участники рынка отмечают увеличение стоимости билетов. В отрасли кинопроката не хватает зарубежных фильмов, однако местные фильмы постепенно заполняют этот пробел, и предпосылок для существенного повышения цен нет. Кинотеатры будут стремиться увеличить цены на более низком уровне, чтобы это было удобно для зрителей. В этом году повышение цен не превысит 20% от того уровня, который мы видели на Новый год, когда средняя цена по стране была чуть менее 400 рублей», — подчеркнула эксперт.
С 18 апреля по 12 мая 2024 года в кино выходят фильмы жанра фэнтези «Сто лет тому вперед» от Александра Андрющенко и «Блиндаж» от Марка Горобеца, приключенческие ленты «Суворовец 1944» от Дениса Казанцева и «Северный полюс» от Александра Котта, военный фильм «Семь черных бумаг» от Анатолия Колиева, а также несколько комедий и мелодрам. По мнению эксперта, учитывая стихийные бедствия, происходящие по всей территории России, возможно увеличение цен.
«Возможно, удастся достичь рекорда и превысить уровень средней цены в 410-430 рублей за билет. Ценообразование в кинотеатрах в 2024 году будет зависеть от нескольких факторов, и билеты могут как подорожать, так и подешеветь, многое будет зависеть от технологий. Если наши российские продюсеры наконец-то начнут снимать в формате 3D или в формате IMAX, то это даст основание для увеличения стоимости билетов, так как это premium-формат», — пояснила Голощапова.
Кино в онлайне
Между тем, россияне увеличивают спрос на цифровые кинотеатры. Согласно TelecomDaily, к концу прошлого года количество пользователей, оформивших подписку, выросло на 25% — до 45,2 млн. Сами платформы связывают это с увеличением российского контента и внедрением искусственного интеллекта, но Голощапова выделяет и другие причины.
«Во-первых, в 2023 году платформы значительно — почти на 35% — увеличили количество так называемых оригиналов (фильмы и сериалы собственного производства), а вторая причина роста подписок — увеличение инвестиций в маркетинг со стороны практически всех, особенно экосистемных платформ — когда одна комбо-подписка дает доступ немедленно к нескольким порталам, включая онлайн-кинозалы. Это например, абонемент «Яндекс Плюс», который связан с сервисом «Кинопоиск»», уточнила представительница.
Последнее проведенное исследование Product Vision Masters показало, что онлайн-кинотеатры уже вложили около 200 миллиардов рублей в оригинальный контент. Это, вместе с растущим числом подписок, помогает таким платформам стать влиятельными участниками в индустрии развлечений.
Преимущество дома
Что касается стоимости, самая высокая месячная подписка среди российских платформ принадлежит «Амедиатеке» — 599 рублей, затем следуют Start за 499 рублей и Иви за 399 рублей. За 299 рублей можно получить доступ к контенту Кинопоиска, Wink и Premier. Пользователи Kion платят 249 рублей ежемесячно, а Okko — 199 рублей.
Таким образом, оплатив один раз в месяц сумму приблизительно равную стоимости билета в кинотеатр, можно бесконечное количество часов наслаждаться просмотром фильмов и сериалов. И это даже без учета того, что обычно в кино ходит не один человек, а например, семья, что значит понадобится несколько билетов. Но и только на эти расходы не ограничиваются. Не каждый родитель сможет обойтись без покупки газировки, поп-корна и прочих угощений.
Возрастающие цифры обоих этих форм досуга показывают, что они могут сосуществовать вполне гармонично, ведь в процентном отношении в конце 2023 года был зафиксирован позитивный тренд в обеих отраслях. Кинотеатры остаются особым видом досуга и, считает кинокритик Павел Пугачев, сбрасывать их со счетов пока рановато.
«Кино «хоронили» с самого начала его существования. Широкая аудитория много раз покидала кинотеатры, но возвращалась каждый раз, когда кино находило новое взаимодействие с зрителями. Сейчас кажется, что полный переход к домашнему просмотру — это нечто совершенно новое и неизменное, но такое уже случалось не раз. Когда появятся новые фильмы — появятся новые зрители», подчеркнул он.
Кстати, фильмом с наибольшим кассовым сбором 2023 года стал «Чебурашка», заработавший 6.7 миллиарда рублей в российских кинотеатрах. Выход второй части фильма запланирован на новогодние праздники 2026 года.