Чт. Май 26th, 2022


Переодетый «Щелкунчик» и наследница Матильды Кшесинской: в Казани открылся юбилейный Нуриевский фестиваль

Премьерой сказочного балета Чайковского «Щелкунчик» открылся вчера в Казани XXXV Международный фестиваль им. Рудольфа Нуриева. А ровно 30 лет назад легендарный танцовщик побывал в столице Татарстана по приглашению дирекции театра им. Джалиля и ответил согласием на предложение назвать балетный форум его именем. Кстати, тогда, в 1992-м, Нуриев дирижировал в Казани именно «Щелкунчиком», у которого в этом году тоже юбилей — балету исполнилось 130 лет.

Балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» впервые был поставлен на сцене Мариинского театра в 1892 году. На казанской сцене сказка о заколдованном принце «поселилась» в 1968 году, нынешняя версия — пятая по счету. Над постановкой работали хореограф и художественный руководитель балетной труппы театра Владимир Васильев, маэстро Ренат Салаватов, приглашенные из Москвы театральный художник Анатолий Нежный и художник по свету Сергей Шевченко.

Титульные партии в «Щелкунчике» 13 мая исполнили прима-балерина казанской труппы Кристина Андреева (Маша) и солист Большого театра Семен Чудин (Щелкунчик-Принц). Чудин заменил казанского премьера Олега Ивенко, которому из-за травмы придется провести нынешний фестиваль не на сцене, а в зрительном зале. Сегодня, 14 мая, публика увидит в роли сказочных героев Аманду Гомес и Вагнера Корвальо, Мышиным королем снова будет Михаил Поцелуйко (все трое представляют ТАГТОиБ им. Джалиля).

— На протяжении десятилетий «Щелкунчик» в Казани идет в редакции советского балетмейстера Василия Вайнонена. Последняя постановка осуществлена нами в 1999 году, с тех пор многое изменилось — эстетика, исполнительские и технические возможности, появилась необходимость внести в балет новые краски, добавить акценты, — рассказал «Вечерней Казани» постановщик спектакля Владимир Яковлев. — В нынешней постановке хореография Вайнонена осталась практически без изменений, я лишь позволил себе сделать более насыщенными и динамичными батальные сцены.

— Я давно мечтал «переодеть» казанского «Щелкунчика», который 23 года оставался неизменным в моей же версии сценографии и костюмов, — рассказал, в свою очередь, театральный художник Анатолий Нежный. — В новом спектакле я поставил себе задачу создать новый «эликсир» чудесной сказки, созданной гениями Гофманом и Чайковским, и чуть-чуть добавил от себя (улыбается). В сценографии отталкивался от искусства гравюры начала XIX века. Есть изобразительные новинки и в костюмах. Например, у нас снежинки с секретиком: их пачки прошиты светодиодами, которые меняют интенсивность света. Получилось, на мой взгляд, довольно тактично, не так, как у Киркорова (смеется). Еще я придумал воздушный шар, на котором Маша и Принц летят по ветвям рождественской ели в замок, где проходит второе действие. Реализовал задумку, по которой Дроссельмеер дарит своим крестникам игрушечный механический дворец, замысловатый, как у Фаберже. Потом этот же дворец, только большой, зритель видит в финальной части спектакля. Мои идеи костюмов идеально воплотили в мастерских театра имени Джалиля и в московской мастерской «Арт-дебют».

— Все костюмы вышиты вручную, ни один не повторяется, каждый — готовый музейный экспонат, — подтвердила «ВК» технолог театрального костюма, ассистент Нежного Елена Нецветаева. — В пачках мы использовали английский и итальянский фатин, для других костюмов — бархат, шифон, тафту… Ткани для «Щелкунчика» были закуплены загодя, а вот в будущем, учитывая ситуацию с санкциями, российские театры столкнутся с дефицитом. Как будут выкручиваться, даже не представляю, это прямо больная тема сейчас. Например, фатин для пачек у нас в стране не производят. Наверное, снова будут шить из марлевки, как в советские времена…

Стоит отметить, что в нынешней непростой политической ситуации международный статус казанского Нуриевского фестиваля подтверждают не столько приглашенные из-за границы артисты, сколько «наши» иностранцы — уроженец Харькова Олег Ивенко, бразильцы Аманда Гомес и Вагнер Корвальо, британец Алессандро Каггеджи, японка Мана Кувабара, которые давно уже работают в театре им. Джалиля. На вопрос корреспондента «Вечерней Казани» о том, не собираются ли они прерывать контракты и уезжать на родину, солисты балетной труппы ТАГТОиБ им. Джалиля ответили, что остаются в России, потому что творчество важнее политики.

16 мая Нуриевский фестиваль продолжится спектаклем «Спящая красавица» (премьера прошлогоднего форума), в котором заглавные партии исполнят солисты Большого театра Екатерина Крысанова и Семен Чудин. 17 мая в балете «Жизель» перед казанской публикой предстанут гости из Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш (Жизель) и Иван Михалев (Граф Альберт). 19 мая в фестивальной афише национальный балет «Золотая Орда». В «Дон Кихоте» 22 мая на сцену выйдут Екатерина Первушина (Китри) из «Кремлевского балета» и знаменитый московский танцовщик Иван Васильев (Базиль), который произвел на казанскую публику неизгладимое впечатление в той же партии на прошлогоднем фестивале.

С особым интересом казанские балетоманы ждут спектакль «Анюта», который покажут 23 мая. В этот вечер на фестивальную сцену в партии Петра Леонтьевича выйдет народный артист СССР Владимир Васильев, отметивший недавно свое 80-летие. Партию Анюты исполнит солистка Пермского театра оперы и балета Булган Рэнцэндорж (она родом из Монголии). В «Корсаре» 25 мая публика увидит выдающихся танцовщиков из Михайловского театра Павла Савина (Конрад) и Екатерину Борченко (Медора).

Прекрасная пара из Большого театра Денис Родькин и Эвелина Севенгард порадует поклонников 26 мая, исполнив заглавные партии в «Лебедином озере». Кстати, говорят, что уроженка Санкт-Петербурга Севенгард — праправнучатая племянница самой Матильды Кшесинской! В «Баядерке» 28 мая на сцену выйдут представители Мариинского театра Мария Хорева (Никия) и японец Кимин Ким (Солор).

Заключительным аккордом юбилейного фестиваля им. Рудольфа Нуриева станут два роскошных гала-концерта 30 и 31 мая.

AliExpress RU&CIS NEW

Источник

Последние новости Казани