Пт. Дек 3rd, 2021

AliExpress RU&CIS NEW re:Store СберМегаМаркет

Не успела страна отойти от расстрела в одной из школ Казани, как уже новый случай школьного насилия. В Пермском крае, в городе Березники десятиклассник лицея № 1 пырнул ножом свою учительницу физики. Ранение нанесено в область шеи, 74-летнего педагога доставили в больницу, состояние ее оценивается как средней тяжести. Следственный комитет мгновенно возбудил уголовное дело, а некоторые СМИ рассказали, мол, нападавший посчитал, что учительница занижает ему оценки…

Конечно, пермская ситуация не сравнима с трагедией расстрела в Казани, но это, как ни трактуй поступок лицеиста, все тот же акт насилия на школьной территории и в школьной среде. Увы, далеко не первый. Вот лишь краткий перечень последних: зимой 2018-го учащийся пермской школы на пару с одноклассником с ножами напали на четвероклашек, пострадали 14 детей. В апреле 2018-го ученик коррекционного класса в Стерлитамаке (Башкирия) ранил ножом учителя и одноклассницу, пострадали четыре человека. В ноябре 2017 года в городке Высоковске (Московской области) учащийся нанес несколько ударов ножом своему однокласснику. 11 мая 2021 года недавний выпускник казанской 175-й школы явился туда и расстрелял из официально приобретенного им оружия учеников и учителей, погибли 9 человек, несколько ранены.

Как это объяснить? Что нам, как обществу, делать дальше?

«Из всех, кто совершает тяжкие преступления на долю душевнобольных приходится 2,4%!!! Остальные 97,6% — психически здоровы. Следовательно, бояться надо именно здоровых и „тихих“, — утверждает Владимир Менделевич, завкафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета. — На убийства могут толкать как социальные и психологические причины, так и психопатология. То есть нельзя априори сказать, почему так поступают подростки. Правильный ответ: по разным причинам».

Среди причин психологи считают, что может быть травля (буллинг — от англоязычного bullying) со стороны одноклассников или учащихся старших классов. Кто из нас не «проходил» или не переживал в детстве унизительные минуты побоев, отбора карманных денег, а позже мобил, кроссовок и много чего еще?!

Мир детства, как и детские коллективы и нравы в них, может быть весьма жестоким. Вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 год) о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством со стороны одноклассников. А ведь в основе кино лежит реальный случай с племянницей советского писателя Владимира Железнякова, о котором он рассказал в одноименной повести (1981 год).

Многие детские проблемы берут начало в семье — с этим трудно поспорить. Семья дает ребенку правильное или неправильное воспитание, закладывает основы поведения в жизни и в обществе, элементарно объясняя или нет, что такое хорошо и что такое плохо. А когда ее, семьи, нет? Или когда родители вроде как рядом, но всегда заняты своими проблемами?! Что тогда? Кто их заменит? Улица? Дворовая компания? Компьютерные игры?

Автору этих строк в классе 5-м или 6-м мальчишки постарше во дворе тлеющими бычками с хохотом прижигали шею… Сил, да и духу самому тогда разобраться не было, разбирался ныне покойный отец. После очень тихо и так же твердо сказал: «Каждый раз меня рядом не будет, ты должен уметь за себя постоять — иди спортом занимайся».

В 70-е и 80-е секции детского спорта и спортклубы при ЖЭКах, за которые родители платили сущие копейки или вовсе ничего, хоть по футболу с волейболом, хоть боксу и самбо, да хоть какие, были везде. И были настоящей школой здорового воспитания подростков, в том числе трудных. Они смогли дать старт в нормальную жизнь, как раньше говорили «путевку», не одному поколению советских мальчишек и девчонок. И совершенно точно можно сказать — уберегли многих от неправедных шагов и поступков. Детский тренер в те годы, может, и был главным воспитателем. Ведь ему приходилось заниматься проблемами занимающихся у него детей, которых не решали ни школьные педагоги, ни их родители, а дети часто с ними шли к нему, своему тренеру. Это был реальный дядька-наставник в самом замечательном смысле этого слова.

«Психиатр не способен влезть в голову испытуемому, поставить диагноз и выяснить тайные мотивы его криминального поведения, — говорит Владимир Менделевич, — ну, так и обычному зеку никто не может залезть в голову и выяснить, собирается ли он повторно совершать преступления. Так что со всеми этими проблемами нам с вами жить. А если хотим избежать трагедий, то не стоит травить окружающих. Психически больные — это наш крест. Большинство из них не совершает никаких преступлений».

А детскому тренеру приходилось влезать в детские головы и проблемы, разбираться с плохим поведением, неуспеваемостью, со всякими залетами, дворовыми и уличными, и многим чем иным. Вот такая у них была профессионально-непрофильная задача, помимо того, чтобы поставить своим пацанам или девчонкам правильный удар, прыжок или технику движения. А еще они умудрялись среди всей этой суматохи чемпионов растить… Потом эта среда детского и юношеского общедоступного спорта была полностью разрушена. Исчезли и дядьки-наставники… Коммерческий спорт доступен далеко не всем, он дорог и фактически является «закрытым клубом». Можно ли ту общую среду воспитания возродить? Даже не знаю, получится ли?!

Но что-то делать надо. Например, ввести единый госстандарт школьной безопасности. Ведь зачем ребенку нужен образовательный стандарт без железобетонных гарантий безопасности?!

Челябинск — само(травмо)каты



Xiaomi Дочки-Сыночки Ашан

Источник

Последние новости Челябинска