Вс. Авг 14th, 2022


МХТ им. А.П. Чехова начинает гастроли в Петербурге. На сцене Александринского театра будет представлено три спектакля, премьеры 2021-2022.

25, 26 и 27 марта — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена. Правдивая история в двух актах», постановка Виктора Крамера с Константином Хабенским в главной роли (он же — соавтор пьесы).

29 марта пройдет единственный показ трагикомедии «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» с Игорем Верником и Дмитрием Назаровым по пьесе Венедикта Ерофеева (ее редко ставят на сцене). Кроме того, Верник написал музыку к нескольким песням в спектакле, а Назаров сделал специальный поэтический перевод песни Go Down Moses, более всего известной в исполнении Луи Армстронга. Режиссер — Уланбек Баялиев.

31 марта и 1 апреля — спектакль «Сирано де Бержерак» Егора Перегудова, главного режиссера РАМТа. Премьера в Москве состоялась 19 марта. В главных ролях — Юрий Чурсин, Паулина Андреева, Игорь Золотовицкий, Кузьма Котрелев. В спектакле задействованы студенты Школы-студии МХАТа, много музыки и экшена.

Подготовлен еще один проект — виртуальная экскурсия по истории Художественного театра. История богатая, 124-летняя. Каждый, кто приобретет программку на гастрольный спектакль, сможет побывать на экскурсии по куар-коду. Героями увлекательного путешествия станут основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко, легендарный меценат Савва Морозов, драматурги Чехов, Горький, Булгаков, художественные руководители Олег Ефремов, Олег Табаков, которые в разное время выводили театр на новый уровень. Проект подготовлен совместно с Музеем МХАТа.

Сцена из спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена. Правдивая история в двух актах». Фото: Пресс-служба МХТ им. А.П. Чехова

В фойе Царской ложи Александринского театра состоялась пресс-конференция с художественным руководителем-директором МХТ Константином Хабенским. Режиссер рассказал о том, как согласился сыграть барона Мюнхгаузена и есть ли в нем что-то от знаменитого героя, не думает ли он покинуть страну и какие новые спектакли произвели на него большое впечатление.

Символично, что первые гастроли, которые вы проводите в качестве художественного руководителя, состоятся в Петербурге, вашем родном городе. (Хабенский родился в Ленинграде, окончил ЛГИТМиК, работал в Театре имени Ленсовета. — «РГ»). Наверное, испытываете особые чувства?

Константин Хабенский: Не только для меня это особые чувства, потому что наш питерский зритель — это своеобразная лакмусовая бумага — проверка на содержание, достойный юмор, уровень и качество. Для меня каждый приезд в Петербург с новым названием — важное испытание. Сейчас я жду, какой будет реакция на спектакли, которые мы привезли. По-моему, во всех них очень сегодняшний материал.

В спектакле «Враки…» у вас главная роль, вы же наряду с режиссером Крамером — один из авторов пьесы. С чем это связано?

Константин Хабенский: Пьесы у нас не было, мы стали сочинять ее, львиную долю придумал, конечно, Виктор Крамер, я поучаствовал в создании сценического решения. История взята из рассказов Распе и из биографии самого барона. Такой человек — барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — действительно жил, род Мюнхгаузенов присутствует на земле — для многих это открытие. Реальный Мюнхгаузен в молодости жил в Санкт-Петербурге.

Спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена. Правдивая история в двух актах». Фото: Пресс-служба МХТ им. А.П. Чехова

Насколько близок вам этот образ? Есть в вас что-то от знаменитого героя?

Константин Хабенский: Мне кажется, артисту будет скучно и неинтересно работать без этого образа внутри, Мюнхгаузен должен присутствовать хотя бы частично.

Вы ориентировались на культовый фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»?

Константин Хабенский: Состязаться с кинематографом мы посчитали бессмысленным. Да и не ко времени уже та пьеса, она хороша была в свое время. Поэтому мы взяли только действующих героев — точнее, их имена, но не характеры. Это важно. Для того, чтобы зритель легче ориентировался в новом материале.

Сценографию придумал Крамер, осуществил театр. Она довольно масштабная — как и мысли, фантазии Виктора Моисеевича. Там все двигается, летает, булькает, взрывается. Крамер — огромный фантазер и продолжает фонтанировать идеями.

Почему вы остановились именно на этом материале?

Константин Хабенский: Видимо, так сошлись звезды. У меня где-то в глубине была история Дон Кихота и еще одна. Когда мы с Крамером начали разговор в «Сапсане» между Питером и Москвой (до этого уже отказались от двух придумок, которые практически начинали реализовывать), возник Мюнхгаузен, и я понял, что туда входят все идеи, которые мы вынашивали. Мы были в предвкушении сочинительства, спектакля, которого нет. По-мюнхгаузеновски. На благотворительном аукционе я продал билеты в две ложи на прогон спектакля, которого еще не было. На определенное число. Деньги пошли на помощь детям. Так что спектакль начал жить еще до рождения. По-мюнхгаузеновски.

Спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена. Правдивая история в двух актах». Фото: Пресс-служба МХТ им. А.П. Чехова

Для вас этот спектакль — первая премьера в МХТ за последние восемь лет (после «Контрабаса» по пьесе Зюскинда в 2014 году). Почему была такая большая пауза?

Константин Хабенский: Потому что была загруженность на других фронтах, где предлагались довольно интересные материалы и истории. В основном, это кино.

Несколько слов, пожалуйста, о спектакле «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».

Константин Хабенский: История была задумана еще Сергеем Васильевичем Женовачом, Уланбек — его ученик. На мой взгляд, в наше неожиданное время она очень неожиданно сработала. Я наблюдаю — от премьеры до сегодняшнего дня, как реагирует зритель, как очень точно попадает в него этот материал — в зрителя с богатой биографией и историей, у которого есть жизненный опыт.

Сцена из спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Фото: Пресс-служба МХТ им. А.П. Чехова

Третий спектакль — «Сирано де Бержерак» — прямо «с колес» (всего в третий раз будет сыгран). Поделитесь впечатлениями от премьеры.

Константин Хабенский: Спектакль, конечно же, нуждается в том, чтобы «накататься», «наиграться», но так сложились обстоятельства, что мы показываем его, что называется, прямо «из печи». Естественно, со сцены говорятся замечательные тексты, местами дивно зарифмованные. С трепетом наблюдаю за тем, как Юрий Чурсин работает и развивается в роли Сирано. Я видел прогон и видел премьеру — и это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Очень интересно увидеть, как спектакль «задышит» в Александринке. Он, как и пьеса, сделан в метафизическом направлении, как и произведение — выходит за рамки просто сюжетного спектакля, задуман не на сегодняшний день, а на все времена, с отсылкой на разных Сирано разных эпох, что очень важно. Интересно, как примет его петербургский зритель.

Как вы охарактеризуете сегодняшний день Художественного театра?

Константин Хабенский: Театр, особенно МХТ, хорош тем, что у него нет специального направления, специальной глыбы, которую он на себе тащит. Театр — живое дело, может ошибаться, может радоваться своим успехам вместе со зрителем. Сегодняшний театр — это театр поиска. Поиска зрителей, драматургии, режиссеров. А если театр уже все это нашел и стоит на месте со своим материалом — кому он интересен? Честно скажу, мне — нет.

Кто и какие мастер-классы даст во время гастролей?

Константин Хабенский: Мы встречались с Валерием Владимировичем Фокиным и договорились: планируем на пять лет вперед жизнь наших театров. Будут обменные гастроли — это важно. Но это будут не просто показы спектаклей: приехали, сыграли — и уехали, родилась идея встреч со студентами института на Моховой. Это наши будущие коллеги. Будем с ними говорить — в том числе и о профессии. Встречи закрытые, только для своих. Бесплатные. Таких встреч в эти дни будет четыре: «О чем говорить в День театра» (Хабенский), «Профессия, которую мы теряем» (Дмитрий Назаров), «Театральный роман и театральные романтики» (Игорь Верник), «Верю — не верю» (Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ).

Насколько сегодня важна для Художественного театра история обменных гастролей?

Константин Хабенский: Изначально театр придумывался как передвижной коллектив, который ездит по стране, делится с людьми своими знаниями, историями, своей радостью. Вполне естественно, что любой театр, помимо того, что он делает на стационаре, живет от гастролей к гастролям и радуется встрече с новыми городами и зрителями.

Некоторые известные артисты сейчас покидают нашу страну…

Константин Хабенский: Отвечу за себя: я продолжаю работать, остаюсь в профессии и хочу сделать так, чтобы людям, которые рядом со мной, было интересно заниматься нашим делом.

Как сегодня обстоят дела в вашем фонде?

Константин Хабенский: Работает очень хорошая команда, которая собиралась годами. Никакие сложности, даже страшная пандемийная пауза, нам не помеха. Практика показывает: когда возникают какие-то непростые обстоятельства, люди охотнее помогают друг другу. Прилив в фонд сил — финансовых и человеческих — наблюдается. Есть проблемы с медикаментами, но они решаемы, все с этим столкнулись сейчас.

Ваши последние по времени впечатления зрителя?

Константин Хабенский: У меня не так часто получается посещать театральные места, но назову: «Война и мир» Туминаса и спектакль Бутусова «Р» в «Сатириконе». А больше я ничего и не видел.

Какой вы руководитель? В гармонии ли живут директор театра и артист Хабенский?

Константин Хабенский: Конечно, не в гармонии. Как тут можно жить в гармонии? Для этого нужно зайти в воду, чтобы понимать, каково это — когда ты правой ногой стоишь в воде, а левой — на суше. Какой ноге лучше? Летом, наверное, лучше правой, зимой — левой… И здесь та же самая история. Я пока учусь, набиваю шишки в своих фантазиях, замыслах. Что-то получается, что-то — нет, но я продолжаю жить по тому же правилу: заполняю свою жизнь огромным количеством идей и фантазий, и если хотя бы наполовину получается их реализовать, то всем кажется, что у меня не 24 часа в сутках, а 32. Поэтому я предлагаю так же жить моим коллегам. Настроить планов, а что реализуется — там посмотрим. Но что-то уже начинает осуществляться. В конце сезона мы проверим наработки, какие-то перекинем на следующий.

Тем временем

Александринский театр отправился на гастроли в Москву: с 24 марта по 1 апреля на сцене МХТ им. Чехова покажут три новых спектакля из Петербурга.

Гастроли — обменные, проходят в рамках федеральной программы «Большие гастроли» Министерства культуры РФ.

AliExpress RU&CIS NEW

Источник

Последние новости в России и в мире